Рецензия на фильм «Гоголь.Вий»

Рецензия на фильм «Гоголь. Вий»

 

Режиссер: Егор Баранов

В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова, Екатерина Бурлакова, Сергей Бадюк, Ян Цапник, Алексей Вертков, Марта Тимофеева

Автор: Пользователь

Осиротевший без опытного следователя Якова Гуро бледный и болезненный писарь Николай Васильевич Гоголь продолжает расследовать загадочные убийства девушек в селе Диканька. 

Теперь компанию Гоголю составляют его нянь Яким, кузнец Вакула и неудавшийся хирург, тут исполняющий уже роль патологоанатома, Бомгарт. Поддержку следствию оказывает и местный глава полиции Бинх, характер которого к нынешнему «Гоголю» претерпел ряд изменений. 

Политический контекст этой спорной фигуры, впрочем, никуда не делся. Именно герою Стычкина принадлежит главная актуальная фраза нынешнего фильма: «Ни за собачью морду, ни за черную харю мы людей не арестовываем. На все есть закон – это Россия». 

Несмотря на элементы такой политической сатиры, «Гоголь.Вий» больше концентрируется все же на детективном сюжете с изрядной долей мистики, которой здесь, пожалуй, больше, чем в первом фильме. Таинственный кровавый всадник, орудовавший в «Начале», не исчезает, а к его приспешникам или, точнее, приспешницам добавляется ведьма Ульяна, вынужденная сыграть роль той самой паночки.

Без, собственно, Вия – чудовища, когда-то поразившего умы советских зрителей, в новом фильме, конечно, тоже не обойдется. Но раскрывать и образ, и детали этого персонажа пока кажется спойлером. Появляется здесь и Хома Брут– «по образованию богослов, по призванию – экзорцист), который и сыграет почти главную роль в противостоянии Гоголя и Вия. 

Несмотря на отсутствие во второй части Якова Гуро, компании следователей-любителей удается выстроить логику поведения «преступника». Выясняется, что убийства совершаются накануне религиозных праздников, а среди жертв вполне может оказаться возлюбленная Гоголя – Лиза. Романтического флёра в нынешнем «Гоголе», кстати, тоже больше, чем в предыдущем. Бледноватый писарь оказывается меж двух женщин – собственно, Лизы и погибшей красавицы Оксаны, призванной не только раскрыть глубоко таящуюся внутри писателя страсть, но и для того, чтобы Гоголь наконец научился управлять своими фобиями и паническими атаками. 

«Гоголь. Начало» в прошлом году задавал довольно высокую планку и для сериалов, и для отечественных мистических хорроров, идущих в кинотеатрах. Там находилось место ироничному цитированию, игре в мистификацию, литературной викторине и хорошей актерской работе. 

«Гоголь. Вий» старается удержать заданную планку, и с литературной точки зрения тут все так же идеально выстроено. Находятся отсылки и к «Майской ночи», и к «Сорочинской ярмарке», и даже к «Тарасу Бульбе», и, конечно, к «Вию», заявленному в названии фильма. При этом нужно понимать, что «Гоголь. Вий» – это второй, то есть промежуточный фильм между «Началом» и «Страшной местью», а значит, какого-либо четкого финала от него ждать не нужно. 

В сущности, «Гоголь» – это франшиза, по своему исполнению не уступающая зарубежным аналогам. Несмотря на то, что изначально «Гоголь» все-таки сериал – со всеми его плюсами и минусами, это не мешает ему быть крепким мистическим триллером. Хоть уже и не шокирующем излишней откровенностью и жесткими сценами, но планомерно создающим придуманную съемочной группой вселенную писателя Николая Гоголя. 
 

Автор — Виктория Чечельницкая.

Полная версия сайта