Соблюдай тишину (рецензия на фильм «Тихое место»)
Рецензия на фильм «Тихое место»
Режиссер: Джон Красински
В ролях: Эмили Блант, Джон Красински, Ноа Джуп, Милли Симмондс, Леон Рассом, Кейд Вудворд, Дорис МакКарти
«Тихое место» американский фильм ужасов режиссёра Джона Красински, который также выступил в качестве сценариста и сыграл главную роль. В остальных ролях заняты Эмили Блант, Ноа Джуп и Милли Симмондс. Невесть откуда взявшиеся монстры быстро уничтожили человеческую цивилизацию чудовища быстры, смертоносны, неубиваемы и ориентируются на звук. Единственное спасение в том, что они абсолютно слепы, поэтому немногие выжившие перебрались в провинцию, где можно перемещаться бесшумно, и перешли на язык жестов, ведь любое сказанное вслух слово может привести к мгновенной атаке. Действие фильма происходит в 2020 году. Семейная пара с тремя детьми пытаются всеми силами выжить в новой обстановке, когда нельзя издавать никаких звуков: ходят без обуви, дома наступают только на нескрипучие половицы, а в общении между собой чаще всего используют язык жестов. Однако дом, где живут дети, не может быть самым тихим местом на земле. Но самое страшное и сложное ещё впереди Эвелин беременна и готовится вот-вот родить.
Соответствуя своей центральной идее, в фильме почти нет диалогов. Более того, почти все ключевые сцены, особенно в начале и середине, разворачиваются в абсолютной тишине, это необычно (т.к. в большинстве всех фильмов ужасов присутствует нагнетающая музыка) и атмосферно. Вообще, если говорить об атмосфере, то она в этом фильме отличная, хочется смотреть на эту природу, везде зелень и всё так хорошо, и совершенно не ожидаешь, что через 5 секунд на героев нападёт пришелец и возможно придётся попрощаться с этим героем. Но на одной тишине и последующих громких звуках фильм не мог бы держаться так хорошо. И тут раскрывается вторая победа авторов: им удалось держать зрителя в напряжении не только до момента испуга, но даже после. Казалось бы, вот уже и монстр в кадре резко выпрыгнул, но тебе не становится легче. Ты лишь сильнее вжимаешься в кресло, боясь дальнейшего развития событий. А еще между мужем и женой с первых кадров ощущается химия любви. Еще бы, ведь их играет настоящая супружеская пара Джона Красински и Эмили Блант. Более того, дети тоже получились не просто сценарными инструментами. Глухая Риган часто не понимает, какую опасность на самом деле представляют звуки, при этом она гордая, своенравная и явно завидует своему здоровому брату. Маркус же труслив и очень боится внешнего мира, но в ответственные моменты готов проявить храбрость ради своей семьи. А затем на сцену выходит пятый персонаж — новорожденный ребенок Эвелин, и он служит катализатором для самого напряженного эпизода киноленты. начать вдумываться в сущность кино, то всплывает явная неопытность авторов сценария. Им важнее было создать интересную идею, чем досконально продумать ее. В самом нападении монстров-пришельцев хватает несостыковок, да и зачатие ребенка в таком положении выглядит не самым умным поступком. Последняя треть хронометража вызывает вопросы. И дело не в том, что она менее напряженная. Фильм явно теряет в самобытности. Монстров и классической хоррорной музыки в кадре становится больше, пряток и хитрого использования звуков — меньше. Благо, идет «Тихое место» всего 90 минут, потому не успевает хоть немного надоесть.
«Тихое место» из тех фильмов, что одни зрители полюбят без памяти, а другие возненавидят. Ненавистников остаётся лишь пожалеть, ведь они не понимают абсолютно райского кайфа, который дарит сия картина. Это полное погружение в пучину безмолвного ужаса. Это виртуозное представление на пресловутых кончиках пальцев (в данном случае — на цыпочках). От происходящего на экране бросает то в жар, то в холод. За героев переживаешь так, как если бы это были твои собственные друзья, застрявшие по ту сторону экрана без обратной связи: и предостеречь нельзя, и смотреть больно. Отдельные решения вызывают натуральный шок (вроде той сцены, когда монстр ныряет под воду). Тут хватает сценарных огрехов, но за то, как «Тихое место» работает с твоим восприятием мира вокруг, можно простить ему все. Вспоминая, как ты всерьез вздрогнул от обычного енота, а потом горевал по его гибели, кажется, что это было какое-то наваждение, не могут современные хорроры так пугать. Но когда ты приходишь домой, закрываешь дверь, а твой слух настороженно, почти с первобытным страхом улавливает каждый шорох и стук, только тогда понимаешь: «Тихое место» — первоклассное кино.
Автор - Лина Порошина.